СОН БЕЛОГО СТРАННИКА


Главная
Новости
Концепции
Мои работы, мысли…
Философия Дао

Мой словарь
Об авторе
Боевые искусства
Ссылки
Гостевая
Разное
Контакты

   






Сайт Михаила Шалагина
 

Мои работы, мысли...

СОВЕТЫ

МИШИЗМЫ

РАССУЖДЕНИЯ ВО СНЕ
Глава 1 РИТМ , КАК ИНДИКАТОР ВРЕМЕНИ
Глава 2 ВРЕМЕННОЙ ФАКТОР В БОЕВОМ ИСКУССТВЕ

Глава 3 ИНФОРМАЦИОННО - ВРЕМЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ
ЧЕЛОВЕКА
Глава 4 ВОЗВРАТ К НАСТОЯЩЕМУ

Глава 5 ВОЗМОЖНОЕ ВРЕМЕННОЕ РЕШЕНИЕ ФЕНОМЕНА СКОРОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Глава 6 ЭТАПЫ ПОСТИЖЕНИЯ ИСТИНЫ ЧЕЛОВЕКОМ

Глава 7 ЭМОЦИЯ, КАК ОСНОВНОЕ СОСТАВЛЯЮЩЕЕ ЗВЕНО В «ЦЕПИ СЧАСТЬЯ»

Глава 8 МЕТОД «ДЕЙСТВИЕ - ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ» В ЖИЗНИ
И В «БОЕВОМ ИСКУССТВЕ»
Глава 9 МОЙ ПЕРВЫЙ «ТУПИК» И, НАВЕРНОЕ, НЕ ТОЛЬКО МОЙ...

Глава 10 и 11. Выход из «Тупика» или новое осознание Сознания.


Глава 9

«Откуда мы пришли? Куда свой путь вершим?
В чем нашей жизни смысл? - он нам не постижим.
О сколько светлых душ под Колесом Лазурным
Сгорело в пепел, в прах. А где, скажите, дым?»

Омар Хайям

 

МОЙ ПЕРВЫЙ «ТУПИК» И, НАВЕРНОЕ, НЕ ТОЛЬКО МОЙ...

Что первично? Бытие или сознание? Курица или яйцо?
Мужчина или женщина? Какой он, Бог?


Да! Вот так! Можно сказать только начал, а уже первый тупик! И по-моему очень серьезный. И так...

Всех нас не раз волновали вопросы, на которые мы сами не находили ответа. Но одно дело когда ты предполагаешь, что хоть кто-то знает ответ на этот вопрос, а другое - когда ты уверен, что ответа вообще нет и быть не может! Вопрос есть, а ответа нет!

Вернемся к сознанию. Краткий психологический словарь: «Сознание - высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность».

«Изучение сознания сталкивается с двумя основными трудностями. Первая: все психологические явления предстают перед индивидом в той мере, в какой они осознаются. По данным самонаблюдения, сознание лишено собственной психологической специфики - его единственный признак состоит в том, что благодаря сознанию перед индивидом предстают (с той или иной степенью ясности) различные явления, составляющие содержание конкретных психологических функций. Вторая - вытекает из первой: сознание не локализуется во внешнем пространстве, но в отличие от психических функций сознание (из-за его бескачественности) не удается «расчленить» во времени. Исследователи не смогли обнаружить характеристик сознания, по которым его можно было бы изучать известными психологии методами (например, измерять в определенные единицы времени, сравнивать за определенные отрезки времени). На протяжении веков проблема сознания является ареной острой идейно-теоретической борьбы, в которой естественнонаучный материалистический подход противостоит религиозно-идеалистическим концепциям».

Итак, не будем трогать общественную форму сознания, возьмем индивидуальную или личную.

Каждый человек обладает сознанием. И у каждого человека наступает такой момент, когда он начинает задумываться над смыслом бытия. И его сознание достигает уровня осознания себя в себе, если точнее - уровня фиксации собственного сознания, уровня осознания наличия собственного сознания. И соответственно, уровня качественного критерия собственного сознания. Многие понятия, которые никогда до этого момента не вызывали даже вопроса, стали требовать нового осмысления. Например, об истинном и ложном, добре и зле, счастье и горе.

Единственный орган, которым мы можем думать - это головной мозг (ум), единственная база, на что мы можем опереться, рассуждая и делая умозаключения - это наше знание. Существует множество понятий, входящих в функции сознания - это: разум, логика, мышление, рассудок, память и пр.

С помощью нашего сознания мы получаем новые знания, то есть, развиваем наше сознание. А если проще, то сознание развивает себя с помощью себя самого. И узнавая все больше, цель его - все упорядочить, схематизировать, так ему легче управлять собственным знанием.
Э.Нойманн в книге «Происхождение и развитие сознания» пишет: «...фрагментация группы символов идет в направлении рационализации. Чем сложнее содержимое, тем в меньшей степени оно может добиться ясности только в ограниченной области. В этом отношении сознание построено аналогично глазу. Существует одна точка, в которой зрение острее всего, а более широкие области можно четко различать только при постоянном движении глаза. Подобным образом и сознание может держать точно в фокусе лишь небольшой сегмент; из-за этого ему приходится разбивать большое содержимое на отдельные аспекты, воспринимая их по частям, один за другим, а затем учиться получать сводную картину всего поля действия посредством сравнения и абстракции.

Значение этой фрагментации особенно ясно видно в случае двойственного содержимого. Мы говорим, что личность двойственна, когда в ней одновременно присутствует положительная и отрицательная направленности, например, любовь и ненависть к одному и тому же объекту. Состояние двойственности, которое у примитивных людей и детей является природным, соответствует двойственному содержимому, состоящему из положительных и отрицательных элементов. Антитетическая структура такого содержимого делает невозможной сознательную ориентацию и, в конце концов, приводит к очарованности. Сознание продолжает возвращаться к этому содержимому или человеку, который олицетворяет его или несет его проекцию, и не может оторваться от него. Двойственное содержимое высвобождает мощные аффективные реакции, так как сознание уступает, регрессирует, и его место занимают примитивные механизмы. Аффективные реакции, возникающие в результате очарованности опасны - они равнозначны вторжению бессознательного.

Поэтому развитое сознание начинает рассматривать двойственное содержимое как диалектику противоположных качеств. До такого расщепления это содержимое не является просто хорошим и плохим одновременно; оно стоит вне добра и зла, оно притягивает и отталкивает и потому является раздражителем для сознания. Но если деление на добро и зло существует, тогда сознание может занять позицию. Оно принимает и отвергает, ориентируется и, таким образом, выходит из круга очарования. Эта склонность сознания к односторонности усиливается процессами рационализации, о которой мы упоминали».
Но есть вещи и понятия, которые оно еще не способно постичь в силу своей недоразвитости (я думаю, в частном случае, это временной фактор, ведь, скажем какой-нибудь древний предок увидев телевизор, может быть со временем и привык бы к нему, но понять до конца как и почему - не смог). И чем мы больше знаем, тем отчетливее осознаем, сколько мы еще не знаем. Сейчас наше сознание развито настолько, что может запросто загнать нас в ловушку используя собственную логику. Вопросы типа: «Что было, когда ничего не было?» или «Что будет после смерти?» и пр., всегда были, и будут интересовать наш пытливый ум, но вряд ли мы когда-то получим ответ!

Значит то, чем мы можем оперировать - это только наше сознание. Оно, в той или иной степени, дает нам ответы на все поставленные вопросы. Оно саморазвивается с помощью себя самого или деградирует. Оно выбирает методы и интенсивность саморазвития в зависимости от необходимости или интереса, проявленному к получению знаний. Сознание само расставляет себе приоритеты получения тех или иных знаний. А то, насколько мы объективно мыслим - говорит качественное развитие нашего сознания на данный момент времени. Или наш интеллект.

«Интеллект - от лат.intellectus - разумение, понимание, постижение - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций интеллект отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем». (Краткий психологический словарь).

А как же чувства? - спросите вы. Очень просто! Чувства мы получаем различными способам; одни - с помощью органов чувств, например, запах - с помощью органов обоняния, звук - с помощью органов слуха, вкус - с помощью органов обоняния и осязания, и чем чувство сложнее, тем больше органов чувств его обрабатывают, то есть включается полноценный анализ - а это уже ничто иное, как подключение в процесс сознания. Например, чувство опасности - только продукт нашего сознания, оно основано на проанализированной совокупности многих чувств и обстоятельств, и даже, приобретенного в прошлом, опыта.
И наоборот, если мы по какой-либо причине сознательно не заостряемся (или нам не дают намеренно сосредоточиться) на внешнем или внутреннем раздражителе, мы можем не заметить ту, или иную сторону происходящего. Потому что, когда наше сознание направлено на другое, или отдыхает, или мы находимся в бессознательном состоянии (обморок, сон, шок, аффект и пр.) то можем не услышать, не унюхать, не почувствовать, но если раздражитель будет очень сильный, то сознание сразу реагирует, обработав сигнал, оно включает функцию защиты организма (самосохранения) и мы «приходим в сознание». Например, если человек находиться в обморочном состоянии, то он приходит в себя после сильного обонятельного раздражителя - раствора аммиака, известного еще как нашатырный спирт. Из истерического шока хорошо выводит холодная вода или пощечина. Сонного состояния нас легко лишает резкий звук будильника. Заметьте, сознание нас никогда не покидает, пока жив мозг. Оно находиться в «рабочем» или «дежурном» режиме, как телевизор, не выключенный из электросети.
А бессознательное? Подсознание? Надсознание? Мне хочется верить что оно есть, но все дело в том, что всё вышеперечисленное мы формулировали с помощью сознания, а оно дает определения в силу своей компетентности.

Да, мы осознаем, что во сне - другая реальность. Там мы можем летать, воплощать невоплощаемое, разговаривать с умершими, но, проснувшись, мы не обращаем на это почти ни какого внимания, не ища этому никакого объяснения, зная, что это сон (если только заглянем в сонник, что подтверждает пристрастие сознания к упорядочиванию).

Всем известно, что Менделеев увидел таблицу химических элементов во сне, а потом перенес ее на бумагу, но это подтверждает лишь то, что сознание в «дежурном» режиме у творческих людей работает ничуть не хуже чем в «рабочем» режиме. И если бы у меня не было сознания, то о чем вообще я мог бы говорить? И мог ли бы вообще говорить?
Можно привести пример с гипнозом, когда человек, находящийся в состоянии гипнотического сна отвечает на вопросы, на которые он не знает ответа (или не помнит) в состоянии бодрствования. Но, учитывая, что мозг человека до сих пор представляет загадку для ученых современности, а также его функции и способности, согласитесь, трудно дать этому феномену объективную оценку. По крайней мере, после отмирания мозга, как органа (более 4-х минут без кислорода), никто в гипнотическое состояние просто не входил, так как человек сохраняя жизненные, а теоретически и двигательные функции не может думать.

Другой пример - дети. Например, дети рисуют ядерный взрыв (или что-то подобное), никогда его не видевшие раньше. Феномен? Подсознание? Интуиция? Генная память? Сомневаюсь. Скорее спонтанное творчество, игра форм, в которых мы, в силу своего развитого сознания угадываем непременно ядерный гриб, хотя какой-нибудь представитель малоразвитого народа увидел бы простой гриб или вообще дерево, но это наверняка все не то, что хотел выразить рисующий малыш! Тем более в психологии детское сознание считается не развитым.

Сознание - это особый «орган», который улавливает и анализирует всю полученную и получаемую информацию как из вне, так и изнутри, и даже может кое-что прогнозировать, предвидеть, придумывать. То есть оно все время должно стоять как бы в стороне, для того, чтоб объективно анализировать все происходящее.

Еще одна выдержка из книги Э.Нойманна «Происхождение и развитие сознания» : «Инстинкты, представленные центрально, то есть появляющиеся в форме образов, Юнг называет архетипами. Архетипы принимают форму образов, только когда присутствует сознание; другими словами, пластичное самоотражение инстинктов является психическим процессом высшего порядка. Оно предполагает наличие органа, способного постигать эти первоначальные образы. Этим органом является сознание, которое в этой связи ассоциируется с символами глаза, света и солнца, так что в мифологической космогонии рождение сознания и приход света - одно и то же.

Эта первоначальная фаза, когда сознание являлось органом чувств, характеризуется функциями ощущения и интуиции, то есть перцепционными функциями, которые первыми появляются как в развитии примитивных людей, так и в развитии ребенка.

Нервная система, особенно цереброспинальная система, конечным выражением которой является сознание, представляет собой органический продукт бессознательного, призванный сохранять равновесие между внутренним и внешним миром. Внутренний мир охватывает область от физических реакций и их модификаций до самых сложных психических реакций, является источником спонтанных движений самого разнообразного рода, которые проявляются как побуждения и комплексы, физические и психические тенденции.

К самым первым факторам, на которых базируется сознание, относятся боль и дискомфорт.

Открытия глубинной психологии представляют массу доказательств того, что система сознания является продуктом бессознательного.

Историческое и психологическое развитие человека показывает, что роль индивида так же важна для человечества, как роль Эго и сознания для бессознательного. Таким образом, вместе с интегрирующим процессом, который объединяет массу отдельных клеток и клеточных систем в единство тела и психики, процесс дифференциации образует автономную сознательную систему, обособленную от бессознательного. Оба процесса являются выражением и следствием центроверсии. Система сознания - это не просто центральный щит управления для установления взаимоотношений между внутренним и внешним, в то же самое время это выражение созидательного побуждения организма к новому. Но если в биологическом и животном мире это побуждение реализуется в условиях неограниченного времени, то в человеческом сознании оно создало экономящий время орган, посредством которого новшества могут быть проверены в течение намного более коротких периодов. Продуктом этого созидательного побуждения к экспериментированию является человеческая культура. Ввиду недостаточной продолжительности существования человеческой культуры ничего окончательного относительно ее успеха пока еще сказать нельзя. Но остается фактом, что на протяжении этого крошечного, по сравнению с биологической эволюцией, промежутка времени, в течение которого человеческое сознание создало культуру, произошли в высшей степени удивительные перемены. Технология и наука, инструменты сознания, создали массу искусственных органов, а быстрый рост и разнообразие творческих открытий являются доказательствами их более высокой эффективности по сравнению с медленным образованием и развитием органов в биологии. Эксперимент жизни по привлечению сознания в помощь своей созидательной работе представляется огромной удачей.

Говоря так, мы полностью осознаем нашу антропоморфную и телеологическую манеру речи. Но сам факт, что сознание неизбежно воспринимает себя в качестве представителя созидательных экспериментов целого, как только начинает изучать себя и свою историю, придает новый смысл и новое оправдание нашей антропоцентрической точке зрения. В конце концов, с точки зрения науки оправданно рассматривать сознание как один из экспериментальных органов жизни, во всяком случае, более оправдано, чем умалять фундаментальный факт духовного существования человека и оправдывать его рефлексами и бихевиоризмом.

Как орудие традиции, человеческое сознание берет на себя роль, которую прежде играл биологический фактор. Органы теперь уже не наследуются, а передаются. Таким образом, возникает духовный мир сознания, который, как человеческая культура, утверждает свою независимость от жизни и природы».

Сознание исторически развивается в одном направлении, по геометрической прогрессии, а если выразиться образно - оно растет подобно «дрожжевому грибу» - во все стороны. В самом процессе развития оно вне добра и зла. Этим сознание подобно материи или бессознательному. И если смотреть объективно, то в сознании каждого индивида существует примерно одинаковое количество добра и зла, играет роль лишь направленность дальнейшего развития сознания. А если сознание «не сознательно», и может пойти по любой направляющей развития, то ему нужно какое-то управляющее начало - «поводырь-надзиратель», каким, видимо, для пока недоразвитого сознания является совесть. Благодаря совести появилась мораль.

Совесть - орган контроля сознания. Суровый, беспощадный, неподкупный. Выше совести не стоит ничего. Существует постоянный «диалог - конфликт» между сознанием и совестью. При конфликте - сознание разными способами и любой ценой пытается оправдаться перед совестью, найти двойственность, запутать себя, в крайнем случае, использует вытеснение. Цель сознания - достичь уровня совести, объединения с совестью, тогда сознание становиться цельным. Тогда у сознания исчезает «конфликт».

Совесть - понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть - выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. (БСЭ)

Если развивающееся сознание своей бесформенностью развития подобно материи, то не происходит ли таким образом материализация бессознательного путем развития сознания? Допустим, что такой процесс идет, и с постижением бессознательного сознанием будет уменьшаться действие направляющего вектора сознания - совести, но тогда должен, теоретически, наступить момент, когда сознание в объеме своего развития достигнет размеров бессознательного, тогда произойдет процесс уравновешивания сознательного и бессознательного, и совесть, как направляющий вектор, исчезнет за ненадобностью. И будет сознание другого порядка. Может быть о таком сверхчеловеке писал Ф.Ницше?

Выше говорилось о склонности сознания к символам, хочу остановиться на этом подробнее.

Для упрощения глобальных понятий сознание использует символы. Символом оно выражает очень большую совокупность понятий или явлений, особенно тех, в которых нет полной ясности, которые сознание не может до конца понять и объяснить, то есть не может выйти из круга двойственности или очарованности. Например, под словом «Судьба» мы понимаем непременно запланированное, предопределенное развитие событий или явлений, порой, не зависящее от нас. «Судьба» - это символ, которым удобно пользоваться сознанию, чтобы не обременять себя разбором всего механизма взаимосвязанных между собой событий и явлений. Символ, своего рода защита от информационной и логической перегрузки сознания. Упрощенный, общепринятый штамп, дающий своим появлением ответы на многие вопросы.

В сущности, наш круг бытия можно разделить на три части, в которые вмещаются все наши желания, стремления и события. Это:
1.наслаждение - удовольствие, как высшая цель и основной мотив человеческого поведения (комфорт, жизнь),
2.сублимация (работа, развитие, трансформация)
3.наказание (дискомфорт, смерть)

Это своеобразные три кита, на которых базируется наше сознание. Причем, враз оно может находиться только на двух или на одном.
Сублимация является работой. Работой не только генетической (физической), но и работой (трансформацией) духа - сила воли, озарение, просветление.

Сублимация - психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Понятие введено З. Фрейдом (1900г), рассматривающим сублимацию как один из видов трансформации влечений (либидо), противоположный вытеснению.

Вытеснение - защитный механизм психики, состоящий в изгнании из сознания неприемлемых для него переживаний - влечений и импульсов, а также их производных - эмоций, воспоминаний и пр.; одно из основных понятий психоанализа.(БСЭ)
По З. Фрейду нами движут только две силы - это Либидо и Страх, категории взаимно противоположные, которые не могут сосуществовать вместе.

Либидо (от лат.libido - влечение, желание, стремление), в сексологии - половое влечение. Одно из основных понятий психоанализа З. Фрейда, означающее преимущественно бессознательные сексуальные влечения, способные (в отличии от стремления к самосохранению) к вытеснению и сложной трансформации (патологической регрессии или сублимации и т.п), К. Г. Юнг в полемике с Фрейдом лишил либидо исключительно сексуального характера, рассматривая его как психическую энергию вообще, своего рода метафизический принцип психики.

Страх - отрицательная эмоция в результате реальной или воображаемой опасности. Как философское понятие введено С.Кьеркегором, различившим эмпирический страх-боязнь перед конкретной опасностью и безотчетный метафизический страх-тоску, специфический для человека. (БСЭ)

З.Фрейд исключает сублимацию - высшую психическую деятельность человека как отдельную силу, а рассматривает ее как подструктуру либидо или страха, и уподобляет человека животному.

Но согласитесь, если у человека есть цель, то вся его высшая нервная деятельность направлена на достижение этой цели. И он совершает «работу», если ему приходится преодолевать страх или бороться с «либидо».

Цель каждого живого организма на Земле - выжить любой ценой, даже за счет других видов или особей (инстинкт самовыживания), человек на низшем уровне психического развития имеет такую же цель, то есть полностью обладает этим инстинктом. Но, имея такую структуру как сознание, человек может легко принести себя в жертву ради идеи (религиозный фанатизм, идеи революции) или защиты потомства.
Таким образом, наше сознание - как высший психический орган, способно управлять нашими инстинктами посредством «сублимации». А если смотреть личную схему: наслаждение-работа-наказание, то, в сущности, каждый стремится к наслаждению, ради этого готов работать и стремиться избежать наказания. Или готов стерпеть наказание - результат намеренно неправильно выбранного метода сублимации (исключая смерть) - ради будущего наслаждения. Наслаждение может выступать как высшая цель сублимации, или даже как сам процесс сублимации, а наказание - как результат неверно выбранного метода сублимации.

Эта схема работает и на чувственном плане. Таким образом, на протяжении веков проблема сознания является ареной острой идейно-теоретической борьбы, в которой естественнонаучный материалистический подход противостоит религиозно-идеалистическим концепциям.

Продолжение следует….


 
  вверх

Главная | Новости | Концепции | Об авторе | Боевые искусства | Ссылки | Разное | Контакты

 
Hosted by uCoz