СОН БЕЛОГО СТРАННИКА


Главная
Новости
Концепции
Мои работы, мысли…
Философия Дао

Мой словарь
Об авторе
Боевые искусства
Ссылки
Гостевая
Разное
Контакты

   






Сайт Михаила Шалагина

Моя концепция:
Здоровый образ жизни, здоровый образ мышления. Личный пример – это единственное достойное воздействие на выбор других людей.


Мои работы, мысли...

Утренние беседы…

Беседа первая…

О добре и зле…

«Когда я попал к Учителю, меня терзали мысли о Добре и Зле. Что является полезным, а что вредным?
Прошёл год, и Учитель запретил мне думать о Добре и Зле, а моим устам запретил говорить о полезном и вредном.
Прошло три года… Во мне произошли перемены. И как бы мне не хотелось думать о Добре и Зле, и говорить о полезном и вредном, я не мог понять, где Добро, а где Зло, что полезно, а что вредно. И тогда я удостоился взгляда Учителя!
Прошло пять лет… Во мне произошли новые перемены. Я стал иначе думать о Добре и Зле, а мои уста заговорили по-новому о полезном и вредном. И тогда я удостоился улыбки Учителя!
Прошло семь лет… Во мне опять произошли перемены. И о чём бы я не думал, в голове уже не было мыслей о Добре и Зле, сколько бы я не разрешал устам говорить, они уже не заговаривали о полезном и вредном. Тогда учитель посадил меня рядом с собой на циновку!
Прошло время… Я не знаю, что произошло, но я уже не знаю теперь - где Добро, а где Зло, что является полезным, а что вредным. Мир для меня явился цельным и неделимым. И лишь портрет Учителя напоминает мне о моей молодости ».

ДОБРО И ЗЛО, наиболее общие понятия морального сознания, категории этики, характеризующие положительные и отрицательные нравственные ценности (Философский словарь).

Добра и Зла не существует. А существуют категории суждения. И Сознание определяет, что является для нас Добром, а что Злом. Это происходит для того, чтоб ему (Сознанию), было легче и быстрее управлять Информацией (Потоком имеющихся знаний). Определив для себя категорию, Сознание принимает решение, которое является наиболее выгодным для него. Это краткая схема. Но есть несколько попутных наблюдений. Например: Чтобы придти к тому, что мы чаще определяем как «Добро», необходимо приложить некоторые, и иногда не малые усилия. А «Зло», проникает в нас, как бы, само, даже нужно приложить усилия, чтоб его не допустить в себя. Добро идёт от Духа, Зло приходит через Сознание. Но, ведь, Сознание является и тем фильтром, который не пропускает в нас Зло. Почему так происходит? Неужели Сознание – «двойной агент»? И где тогда гарантия, что оно будет работать на Добро, а не на Зло? Всё очень просто! Для того, кто пользуется Сознанием, как инструментом – оно является фильтром. Для того, кем Сознание пользуется как инструментом – оно является проводником желаний, а как следствие – Зла.

Самый простой и распространённый пример человечества – ЛЕНЬ! Она существует у всех, но в разной степени. И это благодаря Сознанию! В том смысле, что только Сознание может побороть лень. Поэтому, кто-то с ней может бороться, а кто-то - нет. Но если быть совсем точным, то всё представляется проще, а именно: кто-то хочет с ней бороться, а кто-то – НЕТ! Почему я сделал ударение на слове «хочет»? Потому что высшая степень проявления Сознания – это Воля. Она же единственный « мостик » от Духа к Сознанию. У Сознания много «рычагов власти»: желания, эмоции, чувства, логическое и абстрактное мышление, и пр. У Духа – один. Это – воля. И способность борьбы с ленью – это уровень развития Сознания. Когда Сознание «хочет» - это работа, это движение. Когда Сознание «может» - это лишь потенциальная возможность действия, потому что оно ещё должно захотеть, чтобы смочь!

Развитие Сознания – это не только развитие интеллекта и эрудиции, не только развитие памяти и творческого мышления, это, в первую очередь, развитие воли! Уместно вспомнить стих Лао Цзы: «Тот, кто лишь пытается начать - никогда не начнёт, …» (стих 24). Но вот в чём нюанс! Воля – это вектор, а не цель! И Сознание может зациклиться на развитии воли, тем самым извратить это понятие. Тогда получится твёрдый, упёртый человек, с маниакальными наклонностями, который ради выполнения поставленной цели способен понести любые жертвы. Поэтому, воля от Духа – это направление, а воля от Сознания – исполнение. Это просто разный «класс» уровня команд. Поэтому, уместно привести в пример ещё строки из этого же стиха: «…Тот, кто заставляет себя – не достигнет успеха…» (Лао Цзы. Стих 24).


Беседа вторая…

О ревности…

«Однажды, два буддийских монаха шли из монастыря в город. Шли, и рассуждали о чистоте помыслов, о праведности поступков, о Будде…, как вдруг им встретилась молодая женщина, которая стояла перед большой лужей грязи и не могла её обойти, так как она была прямо на дороге.

Один из монахов, как истинный аскет, прошёл мимо женщины, даже не взглянув в её сторону и, преодолев грязь, пошёл дальше. Другой же,  спокойно подхватил женщину на руки, перенёс её через лужу грязи, поставил и, не дожидаясь благодарности, поспешил за своим спутником.

Догнав его он обнаружил, что тот монах чем-то обижен, и не хочет даже разговаривать с ним. Тогда он спросил его:

-Брат! Почему так резко поменялось твоё настроение? Неужели тебя расстроила та грязь, которой ты измарал по колено свои ноги? Или, может, ты плохо себя чувствуешь?
-Нет! – ответил второй, чувствую я себя прекрасно, а вот ты огорчил меня своим поступком! Ты не просто прикоснулся к женщине, а ты нёс её на руках!
-Но ведь я её перенёс и оставил! А ты всё ещё несёшь её в своём сердце!».

Притча Дзэн

Ревность! Какое тяжкое бремя! Кто из смертных не испытывал это на себе?! А результаты какие! От убийства – до самоубийства! А уж истерия и психоз – это обязательно! Вот это чувство! Так откуда же оно берётся? Ведь человек рождается беспомощным и не агрессивным, но откуда берётся агрессия? И чем она рождается? Но не будем забегать вперёд,
а попробуем разобраться по порядку…

Человек – существо социальное, то есть вне общества жить не может.
И с самого рождения и до смерти он находится в окружении людей, общества. (Бывают и исключения, но они ничтожно малы, поэтому их можно упустить). С детства нас окружает внимание, любовь и забота старших. И с детства складывается впечатление, что Мир создан для нас. Ведь взрослые делают всё, чтобы нам было хорошо! Даже их запреты и ругань, в принципе, на благо нам, и со временем мы это понимаем….
И вот мы растём с этим чувством, от которого очень трудно избавиться.
Я имею в виду чувство, что я – «центр вселенной», образно конечно!
И каждый старается, по-своему, соответствовать этому понятию: одни – хорошо учатся, другие, если у них это не получается, - выделяются внешними признаками, например внешним видом или поведением, причём, не обязательно с лучшей стороны! Но чувство собственной уникальности все пытаются сохранить как можно дольше! Так постепенно у каждого из нас формируется ЭГО. А Эго со временем делает своё дело. И эгоизм постепенно перерождается в эгоцентризм.

И когда мы с детства привыкаем к тому, что нас все любят, то возникает негодование: неужели вообще меня кто-то может не любить, ведь я же себя люблю, родители любят, значит, есть за что! А кого ещё любить? Ведь больше таких нет!!! И тут мы получаем первый тяжёлый удар по Гордыне, когда выбирают не Нас, в садике, школе, первая не взаимная любовь…. И что? Первые слёзы, первая трагедия, первая истерика! Первое ощущение какой-то неправильности Мира! Ведь было же не так! Ну почему Мир так не справедлив ко мне? И далеко не все хотят и могут смириться с таким положением вещей. Кто-то пытается действовать хитростью, кто-то силой. Но, в конце концов, все смиряются… А кто не смиряется, тот наносит себе непоправимый вред.


И теперь снова о ревности. Ревность – это агрессия, вызванная несоответствием любви желаемой к любви действительной.

 

Беседа третья…

О страхе…

Однажды купец спросил факира:
- Почему ты не боишься держать змею за пазухой? Наверное, ты очень храбрый человек?
- Видишь ли, — ответил факир, — бывают три вида храбрости: первая — когда храбрец не представляет размера опасности и поэтому не чувствует страха; вторая — когда храбрец представляет размер опасности, но пересиливает свой страх. А третий вид храбрости — это храбрость знания, когда благодаря знанию ты не боишься. А человек, не посвящённый в тонкости дела, считает тебя храбрецом. Поэтому я не боюсь.

Даосская притча

Пожалуй, нет такого человека, который бы ни разу не испытал чувство страха, ибо, как считают специалисты, страх – самая распространенная, и, возможно, самая естественная наша эмоция. Мишель Монтень писал, что страх – "страсть воистину поразительная, и врачи говорят, что нет другой, которая выбивала бы наш рассудок из положенной ему колеи в большей мере, чем эта". И впрямь, я наблюдал немало людей, становившихся невменяемыми под влиянием страха; впрочем, даже у наиболее уравновешенных страх, пока длится его приступ, может порождать ужасное ослепление.

Страх является наиболее опасной из всех эмоций.
Беспокойство,  тревога, страх – такие  же   эмоциональные неотъемлемые  проявления   нашей   психической   жизни,   как   и радость,    восхищение,   гнев,   удивление,   печаль.

Природа страха интересует человека с того момента, как он с ним сталкивается. И столкнувшись с этим явлением, в нём происходит эмоциональный сдвиг, который в последствии, оставляет неизгладимый след в его психике. Обычно всё зависит от степени воздействия фактора страха на центральную нервную систему. Я имею ввиду страх, возникающий в момент когда возникает непосредственная угроза жизни индивида, а  не тот страх, который питают люди на протяжении своей жизни в отсутствие какой-либо прямой угрозы их физическому существованию. Первый страх - это то, что способствует выживанию вида, сохранению здоровья и жизни. Второй страх - это иллюзия эго, которая затрудняет или делает невозможной нормальную полноценную жизнь. Если человек преодолевает этот вид страха, то и жизнь его наполняется совсем иным смыслом. Но именно этот вид страха - самый парализующий, и самый неплодотворный. И преодоление этого страх и служит основным мотивом в том, что мы зовём духовным совершенствованием. Это и есть тот вечный двигатель, побуждающий человека глубже изучать себя и вселенную.

Известный  физиолог И. П. Павлов  считал   страх  проявлением естественного   рефлекса,   пассивно-оборонительной   реакцией  с лёгким  торможением коры    больших   полушарий.      Страх    основан   на  инстинкте      самосохранения,      имеет     защитный   характер и     сопровождается      определёнными изменениями высшей нервной деятельности, отражается      на    частоте    пульса     и     дыхания, показателях    артериального  давления,   выделении желудочного сока.   В   самом  общем   виде  эмоция  страха возникает  в  ответ   на действие  угрожающего   стимула.   Существует   две   угрозы,  имеющие универсальный  и одновременно фатальный в своём исходе   характер.  Это   смерть  и  крах  жизненных ценностей,   противостоящие  таким  понятиям,  как жизнь,     здоровье,    самоутверждение,     личное   и социальное   благополучие.

Почему человек испытывает чувство страха? Для чего природа наградила нас этой эмоцией? Ведь, на первый взгляд, ничего положительного в страхе нет. Он несет малоприятное ощущение, вызывает огорчения, сковывает активность и даже может приводить к психосоматическим заболеваниям. Страх может приводить к изменению частоты и силы сердечных сокращений, вызывать потливость, провоцировать желудочно-кишечные расстройства, влиять на деятельность дыхательной системы, вызывая чувство нехватки воздуха, приводить к задержке мочеиспускания или, наоборот, провоцировать непроизвольное выделение мочи, а также вызывать дефекацию. Страх и тревожные мысли неблагоприятно сказываются на работе наших органов. Наконец, как утверждают психологи, страхи воздействуют на материальную и на духовную стороны нашей жизни. Страх нередко мешает человеку удовлетворять свои основные жизненные потребности – обеспечивать себя пищей, кровом, одеждой. Страх разрушает в человеке такие качества, как инициатива, энтузиазм, честолюбие. Он подрывает уверенность в себе и душит воображение. Наконец, бывает так, что страх пробуждает в человеке самые дурные качества: делает нас раздражительными, жестокими и даже подлыми. Выходит, страх однозначно вреден. Нет, не все так просто. Ученые убеждены – страх может быть полезен и даже созидателен.

Однако вернемся к природе страха. Физиолог И. Павлов определял страх, как "проявление естественного рефлекса, пассивно-оборонительную реакцию с легким торможением коры больших полушарий". Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер. Эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего характера. То есть первоначально эта эмоция возникла в процессе эволюции как защита организма от всевозможных опасностей первобытной жизни. В чем польза страха. Во-первых, он мобилизует силы человека для активной деятельности, что бывает необходимо в критической ситуации. Это происходит за счет выброса адреналина в кровь, что улучшает снабжение мышц кислородом и питательными веществами. По мнению ученых, "реакции, сопровождающие страх у человека и животных, также были изначально полезны: волосы, встававшие дыбом от ужаса на голове, должны были напугать потенциального врага, а так называемая медвежья болезнь уменьшала вес организма и сбивала с толку агрессора". Во-вторых, страх помогает лучше запоминать опасные или неприятные ситуации. В-третьих, страх диктует стратегию поведения в тех случаях, когда информации недостаточно, чтобы принять продуманное решение. Вообще, как однажды кто-то сказал, "чувство страха – надежный контролер опасности".

Иногда страхи принимают болезненные формы – фобий. Причем врачи до сих пор не могу точно установить, как образом и в какой момент естественная эмоция человека трансформируется в психическое заболевание. Основная теория возникновения фобий и нездоровых проявлений страха гласит, что страхи – это перенесенные в детстве психические травмы, которые забылись, но остались в памяти на подсознательном уровне.
Фобии, которые терзают современных людей, не поддаются исчислению: от кажущихся банальными страхов змей, мышей или темноты, до таких экстравагантных фобий, как боязнь лысых мужчин, облаков (она у психиатров называется "нефофобией"), клоунов (коулрофобия), снега (кионофобия) или пятницы, которая выпадает на 13-е число (параскавидекатриафобия).

Можно ли излечиться от страха? Если страх не перешел в фобию, то лечиться от него нет смысла, ведь страх – явление быстро проходящее. Обычно он связан с чем-то определенным. Когда человек не знает, чего он боится, появляется более неопределенное чувство – беспокойство, тревога. У некоторых людей тревога становится сутью их натуры и возникает по любым поводам. А вот когда страх стал навязчивым, то лечиться нужно обязательно. Методов лечения много: существует и медикаментозные, и психотерапевтические методы. Врачи говорят, что справиться со страхами хоть и сложно, но реально. Но главное – чтобы начать от них освобождаться, надо попробовать посмотреть на страхи со стороны и представить, насколько более комфортной станет жизнь, если перестать пугаться без реального к тому повода.

Словарь: Страх состояние, которое возникает прежде всего в ситуациях, когда мотивация избегания не может быть реализована. Возникает, если индивид имеет побуждение и осознанную цель покинуть ситуацию, но продолжает в силу внешних причин оставаться в ней. В подобных условиях локальный страх может стать генерализованным. Как показано в экспериментах И.П.Павлова и Дж.Вольпе, на основе генерализованного страха происходит научение и страх приобретает форму личностной нелокализованной тревожности , или, связываясь с широким кругом более или менее случайных предметов или ситуаций, становится фобией . По Х.Айзенку , предпосылками возникновения тревожности выступают высокие показатели таких личностных факторов, как невротизм и интроверсия.

 

Беседа четвёртая…

О лжи…

 «…Когда Конфуций посмотрел в глаза Лао-Цзы, то понял, что этого человека невозможно обмануть. Конфуций попытался завести разговор о "высоком человеке", но Лао-Цзы рассмеялся и сказал:
- Я никогда не видел что-либо "высшее" или "низшее". Человек есть человек, точно так же, как дерево есть дерево. Все участвуют в одном и том же Существовании. Нет никого, кто был бы выше или ниже. Это бессмыслица.
Тогда Конфуций спросил, что происходит с человеком после смерти.
- Вы живёте, но разве можете Вы сказать, что такое жизнь? — спросил в ответ Лао-Цзы.
Конфуций смутился, а Лао-Цзы продолжил:
- Вы не знаете этой жизни, в которой Вы сейчас находитесь. И вместо того, чтобы познавать её, Вы беспокоитесь о той, запредельной….»

Восточная притча

Ложь. Какая разная она бывает. От грязной до святой, от жалкой до откровенной.
Нередко, ради собственной выгоды мы прибегаем ко лжи. Мы уверяем себя, что существует Ложь во имя добра, Ложь во благо, не понимая, к чему это может привести.

Интересно, а откуда взялась Ложь, и чьим инструментом она является? Когда Сознание  возгордилось – оно осознало свою не совершенность. Ему было трудно с этим смириться. Представьте, единственное, в своём роде, – и не совершенное! Тут и понадобился такой "лжеслуга" как Ложь.
Для Сознания Ложь – это способ искажения действительности, истины, исключительно ради собственной выгоды! Будь это выгода телесная, эмоциональная, либо выгода духовная.

Самый простой и распространённый пример, когда родители из-за своей выгоды (спокойствия) не отпускают ребёнка на ночную дискотеку, мотивируя себе это тем, что сейчас криминогенная обстановка, наркотики, и прочие опасности, а в сущности, собственное нежелание или неумение проконтролировать собственное дитя. Я уже не говорю о том, что к тому времени, когда ребёнок начал ходить по дискотекам, он должен чётко знать – что хорошо, что плохо. Что следует делать, а что – нет.
Другими словами, вместо того, чтобы человека научить кататься на велосипеде, и потратить на это не мало своего времени, мы убеждаем его что велосипед – это не только опасно, но и не нужно! И думаем о том, чтобы нам было комфортно. Ведь если с ребёнком ничего не случиться – не будет повода и волноваться! Эгоизм чистой воды!
Чем же ответить ребёнку? Естественно обманом! Ведь он тоже соблюдает свои интересы, а именно: попасть на дискотеку! Он же тоже эгоист! Да, он любит маму, папу, уважает их мнение, но….чаще и больше тогда, когда ему это выгодно! Вот и приходится ему говорить родителям то, что они хотели бы от него услышать. Пошёл с ночевкой к другу, потому что только у него есть этот учебник, да ещё родители уехали на дачу, так что он никому там мешать не будет. Правда, телефон у него отключен за неуплату…
Чтобы они не волновались, чтобы не беспокоились. И лжёт! И он это делает ради их, родительского блага! Но он не понимает того, что лгать его заставляют родители, которые так его любят, и которых он так любит! Но лжёт он ради своих интересов!

Но почему лгать нельзя? Почему во многих религиях Ложь является одним из самых тяжких грехов? И почему-то она не делится на категории, она – Ложь! Любая.

Ложь - это грех один из самых распространенных. В мире нет ни народа, ни страны, где люди бы не лгали. Самая первая ложь была сказана в Эдемском саду, когда сатана соблазнил Еву отведать запретный плод (Быт.3:1-4). Последствия этой лжи, а вместе с ней и греха, распространились по всей земле. Когда Бог пришел на землю во плоти, сатана пытался и Его при помощи лжи обмануть и привлечь на свою сторону, но Иисус не поддался. Тогда сатана перешел в атаку на людей - религиозных лидеров народа Израильского. Фарисеи, спорившие с Иисусом, не хотели принимать свидетельство Христа и обвиняли Его. Но Иисус не испугался их и прямо заявил им, что их отец – дьявол, являющийся отцом лжи (Ин.8:44).

Но внутри каждого человека есть совесть, которая всегда дает ему внутреннюю подсказку, как именно нужно поступить. Но она не имеет силы, она – просто подсказка. Силу имеет сознание, которое необходимо воспитывать и обучать. Когда Сознание обучено, оно не попадает в ситуацию, где бы приходилось применять ложь.

Два «ключа»  напоследок:
М. Уесиба: «…когда ум дисциплинирован, он никогда не окажется в том месте, где бы ему причинили вред…» 
Лао Цзы: «…Когда люди действуют с целью собственной выгоды, они причиняют себе наибольший вред.
Когда же ты достиг того, что у тебя отсутствует стремление к собственной выгоде, то как же можно причинить тебе вред?...»

 Словарь:  Ложь - неправда, неточность; брехня, вранье, враки, буки, вздор, лганье. Это неправда - это не соответствует истине, расходится с истиной. Обман, надувательство, мошенничество, подделка, подлог, лукавство, хитрость, мистификация, фальшь; выдумка, вымысел, ложь, притворство, иллюзия, отвод глаз.

 

Беседа пятая…

Для продвинутых учеников.

Об успокоении ума…

«Лин-чи сидел на берегу реки, когда к нему подошёл философ, поклонился и задал вопрос: «Какова суть вашего учения?» Лин-чи посмотрел на него и не произнёс ни единого слова. Философ подумал про себя: «Он очень стар, наверное, к тому же и глухой», - и крикнул:
- Похоже, вы не слышите меня! Я спрашиваю, какова суть вашего послания?
Лин-чи засмеялся. Философ подумал: «Что-то странное. Сначала он не ответил, теперь смеётся! Может быть, он притворяется, что услышал меня? Но поскольку он не ответил на мой вопрос, значит, он ничего не услышал». И тогда учёный закричал ещё громче:
- Я спрашиваю, какова суть вашего учения?
Лин-чи спокойно сказал:
- Сначала я ответил -безмолвие. Но вы не смогли этого понять, и мне пришлось спуститься немного ниже. Я сказал - смех, радость. Но вы не смогли понять даже этого. Поэтому мне приходится спуститься ещё ниже.
И он написал пальцем на песке: «Медитация», сказав: «Это моё учение».
Учёный попросил:
- Не могли бы вы уточнить свою мысль, сделать её более чёткой?
Тогда Лин-чи написал на песке более крупными буквами: «Медитация».
Философ становился всё более раздражённым и спросил:
- Вы что, шутите? Я прошу уточнить, детализировать свою мысль, а вы пишете то же самое, только более крупными буквами. Я профессор философии!
Лин-чи воскликнул:
- Почему же вы сразу об этом не сказали!
И он написал: «Не ум».

Притча Дзэн

Современный ритм жизни очень высок. Порой, мы не успеваем даже оценить происходящее с нами. Не замечаем той красоты, которая нас окружает в настоящий момент времени, думая о будущем или вспоминая о прошлом. А не помнить себя – значит терять себя. И как, порой, мешает нескончаемый поток мыслей перед сном, из-за которого ты не можешь уснуть! И ты уже пытаешься не думать, но ничего не получается. Почему?
Одно из свойств сознания – постоянное думанье. Оно никогда не испытывает усталости, в отличие от тела. Скорее наоборот, тело ещё и мешает ему думать на той скорости, на которой оно может думать. Ведь бывает, уснёшь минут на пятнадцать, а во сне происходит столько событий, что один рассказ занимает больше времени, чем ты проспал! Поэтому, для сознания не думать – это скорее труд, чем отдых. Это свойство было замечено давно, и люди, практикующие внутренние направления боевых искусств, нарабатывали специальные методы успокоения «Ума». Или метод остановки «внутреннего диалога». Одним из дошедших до нас трактатов – жемчужин, наследия великих мастеров, является трактат Ши Ван Мина «Успокоение ума».
Это прекрасный трактат, который поможет начинающим практиковать. Во-первых, он показывает  основной метод практики, во-вторых, объясняет, как практиковать этот метод, и, в-третьих, автор советует нам принять естественный подход к нашей повседневной жизни, который позволит избежать беспокойства и омраченности. Привожу его полностью.

УСПОКОЕНИЕ УМА (Трактат)

Чрезмерное знание ведет к беспокойству. Лучше успокоить Ум.
Чем больше вы учитываете, тем больше потери. Лучше объединить Ум.
От излишнего думанья ослабевает воля.
Чем больше знаешь, тем больше в уме беспорядка. Беспорядочный Ум — причина всех омрачений. Ослабленная воля преграждает путь Дао.

Не говорите, что в этом нет вреда. Возникшая боль может остаться навечно.
Не думайте, что нечего бояться. Несчастья возникают, как пузыри в кипящей воде.
Вода, что капает беспрестанно, заполнит четыре моря.
Частички не вытертой пыли станут пятью горами.
Защитите ветви, чтобы спасти корни. Труд небольшой, но смысл велик.
Закройте семь отверстий, спрячьте шесть чувств, не обращайте внимания на формы, не прислушивайтесь к звукам.

Слушая звуки, становишься глухим, наблюдая за формами - слепнешь.
Литература и живопись - лишь комариная возня.
Мастерство и способности - лампа в солнечный день.
Те, кто способен и талантлив - в действительности глупы, отвергая простое и чистое они тонут в изобилии красот.
Сознание – неукрощенная лошадь, ум — бешеная обезьяна.
Если сознание неспокойно, тело будет болеть и умрет.
Неправильное поведение приведет к иллюзии и идущие подобным путем вязнут в болотной грязи.
Принимать желаемое за сокровище, вот - заблуждение.
Приумножение глупости и желание достижений не приведут к великой цели,
Большая слава при малых делах быстро становится пылью.
Одно только чтение книг - небольшая заслуга. Излишняя гордость приносит неприязнь других. Говорить речи или употреблять писания, чтобы вызвать восторг других - отвратительные действия.
То, что обычные люди считают достойным, мудрец почитает злом. Достигнутые удовольствия быстротечны, страдание же пребывает всегда.
Остерегайтесь впечатлений и следов. Чем меньше вы оставите их, тем лучше. Сидящий ровно в тени деревьев, следов и впечатлений не оставит.

Страдание рождения и несчастье в старости возникают только в наших мыслях. Если думанье прекращено, рожденье и смерть уничтожаются полностью.
Не умирает, не рождается, без формы и имени, Дао пусто и успокоено, десять тысяч вещей равны. Что же ценно? Что дешево? Где же позор и слава? Где высокое и низкое?
Что может быть тяжелым и легким? Чистота небес стыдит чистоту мыслей.
Никакой свет не сравнить с бриллиантом солнца. Будьте прочны, как гора Тай и стойки, как золотая стена.

Я с почтением преподношу этот трактат всем добродетельным существам, так, чтобы это Учение осталось навсегда.

Ши Ван Мин

В практике Ван Мин предает особое значение «Объединению Ума». Это не типичная мысль для последующего развития Чань - Буддизма, она пришла из индийской Сутры Завещания Будды (И Цзяо Цзин), где говорилось о приведении ума к одной точке.

 

Беседа шестая...

О сквернословии

«Выражайся при даме поприличнее, а то я тебя огорчу... до невозможности». К-ф «Место встречи изменить нельзя».

Рост культурного уровня населения делает культуру речи одной из актуальных проблем. Основы ее закладываются в детстве, в годы учебы. Главное внимание школа уделяет, прежде всего, правильности речи с точки зрения ее соответствия литературной языковой норме. Но какую «литературную» речь мы слышим вокруг: на улице, в школе, в квартире, с экранов телевизоров? Сквернословие стало «нормой» для современного если не носителя «великого и могучего русского языка», так для его безропотного «слушателя».

С научной точки зрения «ненормативная лексика» заключает в своей экспрессивной окраске и оценочном компоненте содержания намерение говорящего унизить, оскорбить, обесчестить, опозорить адресата речи, причем сделать это в резкой и циничной форме. Явление сквернословия как никакое другое характеризует вопиющую нравственную деградацию нашего общества.

СКВЕРНА - мерзость, гадость, пакость, касть, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь, непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное. «Не признающие брака пребывают в скверне». «Скверну природную очищают вода и огонь, скверну духовную — покаяние». Скверный, мерзкий или гадкий, гнусный, поганый, кастной, пакостный и пр. Скверность, скверна, как свойство, качество.
Сквернить (действие) - это: осквернять, гадить, пакостить, поганить, кастить, поругать, бесчестить, кощунствовать. «Не сквернит в уста, а сквернит из уст». «Дело помышлением сквернится». «Не сквернись суесловием, не оскверняйся». Сквернеть - становиться, делаться постепенно все сквернее, хуже или гаже. «Нет на свете такого мерзавца, который бы не нашел своей сквернавки». Сквернодей, (дейка ж.)- распутник, распутница. Сквернодейство, распутство, разврат. Сквернословить - вести непристойные, зазорные, постыдные речи; срамно, похабно ругаться, срамословие. Сквернослов, (вка) - срамослов, или буеслов, поругатель, кощун.
Матерщина - непристойная, оскорбительная, матерная брань. «Матерщина есть наилучшее средство для демонстрации нечистот своей души». «Нецензурщина с лихвой компенсирует бедность запаса словарного, и нехватку интеллектуального».

Казалось бы, русский народ матерился всегда. Передаваясь от поколения к поколению, матерные слова дошли до настоящего времени вопреки всем попыткам запретить их употребление. Этот путь сквозь века, проделанный матерщиной, сделал ее чем-то вроде завета — завета не поддаваться цензуре, противостоять всякому авторитету и запрету, им устанавливаемому. И мы, знающие эти слова, чувствуем своего рода единство — не столько единство языка, сколько единство свободы — свободы говорить то, что нам вздумается. Еще сознавая, что материться — недоброе дело, (до последнего времени подобная вольность речи считалась недопустимой в обществе женщин и детей), но даже согласившись внутренне с такой оценкой, мало кто ставит целью изжить в себе мат до конца. Мы как-то не привыкли ущемлять свое чувство свободы, тем более, что, имея свободу слова в числе общественных идеалов, легко дать волю своему языку.

Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц, проституток и других опустившихся лиц, то теперь все в корне изменилось. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, искаженного сознания. Часто такой человек, попадая в приличное общество, старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова.

Где-то в глубине «русской души» сидит убеждение, что истинно русский человек должен уметь при случае матюгнуться. Считается нормальным материться при трудной работе, под матерщину — кажется, — и дело идет сподручней. Споткнувшись, ударившись, люди сеют в воздух матерные слова. И вообще, чуть ли ни народная мудрость гласит: когда тебе плохо, выматерись — и станет легче.

Матерщина захватывает человека подобно стихии. Наконец, существует и еще одна сфера приложения мата. При традиционно благожелательном отношении русского человека к выпивке, эта снисходительная благожелательность попускает пьяному и его язык. Считается в порядке вещей, что в пьяном виде человек матерится. Слушая пьяную речь, можно морщиться, но и только — с пьяного какой спрос?.. Иногда кажется, что во хмелю человек и не может изъясняться иначе. Читаем у Достоевского (Дневник писателя за 1873 г.): «Гуляки из рабочего люда мне не мешают, и я к ним, оставшись теперь в Петербурге, совсем привык, хотя прежде терпеть не мог, даже до ненависти. Они ходят по праздникам, пьяные, иногда толпами, давят и натыкаются на людей — не от буянства, а так, потому что пьяному и нельзя не натыкаться и не давить; сквернословят вслух, несмотря на целые толпы детей и женщин, мимо которых проходят, не от нахальства, а так, потому что пьяному и нельзя иметь другого языка, кроме сквернословного. Именно этот язык, целый язык, я в этом убедился недавно, язык самый удобный и оригинальный, самый приспособленный к пьяному или даже лишь к хмельному состоянию, так что он совершенно не мог не явиться, и если б его совсем не было — его следовало бы выдумать. Я вовсе не шутя говорю. Рассудите. Известно, что во хмелю первым делом связан и туго ворочается язык во рту, наплыв же мыслей и ощущений у хмельного, или у хмельного, или у всякого не как стелька пьяного человека, почти удесятеряется. А потому естественно требуется, чтобы был отыскан такой язык, который мог бы удовлетворить этим обоим, противоположным состояниям. Язык этот уже спокон веку отыскан и принят во всей Руси.» Конечно же, это — мат.

Оставив в стороне восторги исследования, возьмем у Достоевского лишь голую мысль о внутренней связи пьяного состояния и матерной ругани. Получится простое правило: чем больше народ спивается, тем больше он матерится.

Общая картина такова. Средняя русская речь, та, которую можно слышать на улицах, обильно помечена матом — в различных контекстах и по самому разному поводу. И это не смотря на то, что нецензурная брань является административным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность по ст. 30.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и квалифицируется как мелкое хулиганство.

И все-таки, несмотря на высокую частоту матерных слов, матерщина не стала нормальным употреблением языка. Она даже не стала нормой в отношении ругани. Народ определил матерщину как черную брань. И это не просто эпитет, а интерпретация мата. Черный цвет — не просто один из многих в палитре мира, он противопоставляется белому как цвет зла цвету добра. То, что называется черным, — особенно из того, что лишено природной окраски, — тем самым относится к активному проявлению зла. И если мат — ругань черная, то он в народном сознании, в отличие от всей другой ругани, представляет собой активное зло.

Чтобы понять, что его делает таковым, надо внимательнее к нему приглядеться, а чтобы выделить его из общего фона ругани, надо понять, что такое ругань вообще. Ругань противоестественна. Хотя ее и можно считать своего рода применением языка, причем достаточно распространенным (бранные слова и выражения присутствуют, наверное, во всех языках мира), по своей сути она противоречит всему языку. Брань и язык решают задачи прямо противоположные. Цель языка состоит в объединении людей. Люди говорят между собой, чтобы лучше понять друг друга. Без этого невозможно жить и действовать сообща. У ругани цель иная: ее задача — не сблизить, а наоборот, разобщить людей, провести между ними границу. Бранясь, человек показывает другому, что тот зря претендует на понимание. Он должен держать дистанцию, знать свое место. Исходной точкой возникновения ругани можно считать схватку с врагом. Брань — это не только обмен ругательствами, но и битва, сражение. И сегодня «поле боя» и «поле брани» для нас синонимы.

По существу, брань представляет собой магические формулы, предназначенные творить зло. Их структура включает в себя обращение к человеку и пожелание несчастий, которые должны с ним случиться. Когда эти формулы возникли, люди верили в их силу, поэтому, скорее всего, немногие пользовались ими. Тот, кто прибегал к ним часто, был колдуном. Если же такую формулу произносил обычный человек, то это было вызвано тем, что выходит за пределы обыденной жизни, и поэтому неудивительно, что от такого события ждали последствий, способных потрясти мир или хотя бы перевернуть жизнь и погубить ненавистного человека.

Вкладывающий в проклятие свою душу этим делал ее причастным злу, которое пророчил другому. Эта сторона проклятия, хорошо осознаваемая нашими предками, делала его особенно страшным. Проклиная, человек как бы подводил под своей жизнью черту, отдавая все свое будущее той темной силе, которая взамен должна была сокрушить врага. Две жизни приносилось на алтарь мести, человек срывался в бездну и увлекал в нее другого. Эта ожесточенная самоотверженность заставляла замирать в мистическом трепете всех свидетелей этой ужасной минуты. Проклятие, исторгнутое на смертном одре, было еще более страшным. Человек призывал месть ценой своей бессмертной души, уже не имея времени на покаяние.

Матерщина по своей структуре подобна проклятью, она тоже — магическая словесная формула. Матерная брань наиболее оскорбительна, когда не скрывает этой своей природы, когда она адресна и действительно направлена против конкретного человека.

На первый взгляд в мате нет ничего магического. Матерщина, как определяют ее словари, — это просто слова определенного содержания. То, что речь человека может быть густо усеяна ими, не представляет из себя никакой загадки. Но мало кто задумывается, что сквернословие наносит вред здоровью самого матерщинника. Доказательством этому служит одно известное исследование влияния сквернословия на здоровье человека. В конце двадцатого века сотрудник Института проблем управления РАН, основатель «Института квантовой генетики», биолог Петр Гаряев взялся за исследования, которые позволили создать аппарат, переводящие человеческие слова в электромагнитные колебания, а затем прослеживал, как эти колебания влияют на молекулы наследственности — ДНК. С помощью этой современной технологии стало возможным проверить, как отражаются на живом организме злые и добрые слова.

Выяснилось, что некоторые слова могут оказаться страшнее мин: они «взрываются» в генетическом аппарате человека, искажая его наследственные программы, вызывая мутации, в конце концов, приводящие к вырождению. Во время отборной брани корежатся и рвутся хромосомы. То есть бранные слова вызывают мутации, аналогичные воздействию радиации. Грубыми, злыми словами можно не только расшатать здоровье, вызвать болезнь, но и убить человека.

Причиняя зло окружающим, сквернослов может не знать, что самый большой вред он наносит себе и своему потомству. Человеческие гены «слышат» мысли и слова, воспринимают их и фиксируют в генетическом коде. Скверные слова негативно воздействуют на генетический код матерщинника, фиксируются в нем, становясь проклятием, падающим на собственную голову и определяющим плохую наследственность. Такое же разрушительное воздействие на человека и его генетику приводят свободный секс, пьянство, курение, наркомания, воровство, ложь, зависть, насилие и жестокость во всех видах.

«Мы пришли к выводу, — говорит Петр Гаряев, — что волновые „уши“ ДНК специально приспособлены к восприятию речевых колебаний... ДНК не безразлична к получаемой „информации“. Одни сообщения оздоравливают ее, другие — травмируют. Например, молитва пробуждает резервные возможности генетического аппарата, а проклятие разрушает программы, которые обеспечивают нормальную работу организма». Каков же вывод?

Вновь обратимся к словам Петра Гаряева: «Генетическому аппарату далеко не безразлично, о чем вы думаете, говорите или читаете: любые слова могут впечататься в волновой геном. Любое произнесенное слово — это не что иное, как волновая генетическая программа, которая меняет вашу жизнь. Иногда слово срабатывает, вызывая рак или, наоборот, устраняя болезнь».

По законам лингвистики, жизнь слова в языке определяется его употреблением. Если матерщина была частью языческого культа, прекращение идолослужений, т. е. исчезновение той ситуации, в которой употреблялись эти слова, он должны были устареть и исчезнуть. Но и в том случае, если мат допускался и в обыденном употреблении, он был жестко привязан к «постельной теме». «Перевод» этой темы на язык христианского брака также должен был снизить, а не увеличить частоту употребления матерных слов. То. Что случилось в действительности, свидетельствует о том, что мат — не просто языковое явление.

Сквернословие — грех. А грех это не преступление общественных установлений, т. е. нарушение морали, а преступление завета между человеком и Богом. Нарушение запрета, установленного не человеком, а Богом. Первый запрет человек нарушил еще в раю. Хитрость змия проявилась в том, что он обратил внимание на запретное дерево как на что-то особенное. Когда отец запрещает сыну есть ядовитые ягоды, эта заповедь просто принимается к сведению и не искушает ребенка. В самом запрете нет искушения. Искушение начинается тогда, когда мы начинаем подозревать, что запретный плод имеет свои хорошие стороны. Адам и его жена знали, что от древа познания добра и зла они не должны есть, потому что «смертью умрут» (Быт., 2,17). Но вот речи змия заставили их посмотреть на это дерево по-другому. «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт., 3,6). Грех проник в человека и человек познал сладость греха. Эта сладость заключается в том, что, как оказалось, человек может по своей воле нарушить запрет, установленный волей Бога, как бы поспорить с Богом и настоять на своем. Это ложная сладость: она выглядит как обретение свободы, хотя есть лишь отпадение человеческой воли от воли Божией. Свобода воли становится заметной, потому что воля бунтует. Бунт разрушителен, последствия бунта смертельны, но существует упоение бунтом. В бунте человеческая воля достигает наиболее яркого своеобразия, но, так как это своеобразие заключается в отпадении от Бога, результат на поверку оказывается безобразным и мерзким.

В этом суть сквернословия. Употребляя запрещенные, мерзкие слова, человек противопоставляет себя Богу, демонстрирует свою, особенную волю, как бы повторяя грехопадение первого человека.

Не как языковое явление, а как грех мат получил свое широчайшее распространение. Это выглядит даже как месть: народ, принявший сердцем православную веру, получил тяжкую болезнь языка. Матерщина — черная сыпь, терзающая русский язык. Матерные слова — не просто слова-паразиты. И хотя они часто выполняют роль «смазки», не в этом их основная роль. Прежде всего от слов-паразитов их отличает то, что они не потеряли своего исходного блудного смысла. В каком бы месте речи матерные слова ни находились, они постоянно проповедуют блуд, что ощущает всякий произносящий и слушающий. Благодаря им любая тема становится скабрезной, любой разговор похабным.

Можно сказать, что матерщина ведет самую настоящую войну против русского языка. Она способна расширять свой словарный запас, имеет свои устойчивые словесные формы и фразеологизмы. Острие мата направлено на замещение простых, наиболее употребляемых слов. В конечном счете, матерщина претендует на то, чтобы создать свой язык, параллельный русскому языку, или пропитать собою весь русский язык, слившись с ним в блудном экстазе. На руку мату играет то, что он представляет собой определенный стиль речи. Распространенный среди простого народа, не тронутого образованием, он стал своего рода символом народности языка. И в качестве такового сегодня выглядит привлекательным даже для интеллигенции.

Но согласитесь, нормальному, здоровому человеку ненормативная лексика не нужна. Злоупотребление матом — то, что мы наблюдаем сегодня, — медленно, но верно ведет к гормональным нарушениям, особенно у женщин, которые со временем теряют женственность как в душе, так и во внешности. Причина все в тех же мужских гормонах. Для женщины мат противоестественен на физиологическом уровне.

Как же избавиться от сквернословия?
Первое — не говорить плохих слов самому. Не нужно бояться быть «белой вороной». Человек может через свою речь влиять на сотояние языка. Скажите себе: «Все пусть говорят, а я не буду!». Конечно, для этого требуется мужество. Скорее всего, над вами будут смеяться, подтрунивать, шутить: «Ах, ты не пьешь? До сих пор не куришь: Не ругаешься?». Попоробуйте устоять в такой ситуации. Попробуйте не испугаться насмешек, презрения, даже одиночества. Вот вам первый маленький тренинг.

Придумайте ответы в следующих ситуациях:
— Что ты мудришь? Ты что, не мужик что ли?
— Говорить по-русски разучился?
— Ты нас не уважаешь! Мы с тобой, как свои, а ты что? Презираешь нас?
— Что с тобой сегодня? Как воды в рот набрал.
Молодой человек должен знать, что в жизни бывают периоды (и год, и два, и пять лет), когда нет рядом друзей. Но есть же семья, учеба, работа. Отсутствие таких «друзей» можно и нужно выдержать, не хватаясь за первого встречного, но и не презирая, не оскорбляя его. Древнейшее требование «познай самого себя» означает «задай себе высоту, соверши, попробуй, сотвори свой образ».

Если вы обычно не выражаетесь нецензурными словами, но в пылу ссоры, бывает, срываетесь, то примите во внимание следующее. Даже если вы всего лишь привели слова оппонента, другими людьми они будут восприняты как часть вашего собственного лексикона. Значит, может пострадать ваш собственный авторитет и доверие к вам может быть подорвано.

Есть одна притча о том, как отучиться сквернословить. Одна женщина пришла к бабке и говорит: «Вот у меня страшно-страшно злой муж. Помоги мне избавиться от его матерщины». Бабка была мудрая. Она дала женщине две бутылки воды и говорит: «Когда придешь домой, и муж начнет устраивать скандалы, набери в рот воды и молчи, пока он не успокоится. Как две бутылки закончатся, приходи, я тебе еще дам». Когда эти две бутылки закончились, пришла женщина к бабке, а та ее спрашивает: «Ну, как? ». Женщина отвечает: «Не поверишь, он уже наполовину перестал ругаться». Тогда бабка говорит: «Вот тебе еще водичка, глядишь, он совсем перестанет ругаться».

Второе. Умейте противостоять среде. Не думайте, что никто никогда вас не обидит, не выругает. Но нужно учиться давать достойный ответ. Уверенный в себе человек знает, что он имеет опреленные права, умеет точно определить и выразить свои желания, потребности и чувства так, чтобы это не затронуло окружающих. Он умеет сохранить собственное достоинство и не обидеть других, независимо от поведения собеседника. Попробуйте как-нибудь на досуге мысленно поговорить с людьми в следующих ситуациях:
— Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором.
— Вам продали несвежий продукт (скисшее молоко).
— Кто-то почистил зубы вашей зубной щеткой.
— Кто-то грубо обругал вас в автобусной давке.
В популярном сериале «Звездные войны» не раз звучала мысль, которая, собственно, и стала ключевой и наиболее значимой для миллионов фанатов этого фильма: «Страх ведет к гневу, гнев ведет к ненависти, а ненависть — Темная Сторона Силы». Эти слова доступно объясняют, как действуют неразрешенные проблемы на человека и его окружение. Как мы уже говорили, сквернословие — проблема внутренней неуверенности в себе. А уверенный в себе человек, наоборот, не станет использовать нецензурные выражения, чтобы отстоять свои позиции. Именно неуверенность способна породить гнев и заставить человека сквернословить с поводом и без повода. А это, в свою очередь, наполняет мир человека ненавистью, озлобленностью, где любая проблема вызывает срыв, ругань и обиды. Так что чем чаще вы будете тренировать себя разговаривать вежливо и не опускаться до площадной брани, тем больше вы и люди вокруг вас будут проникаться к вам уважением.

Третье. Тренируйте себя просто говорить вежливо и красиво. Важно научиться думать и говорить о хорошем, помня, что наши слова материлизуются, а помыслы реализуются. Используйте в своей речи как можно больше позитивных высказываний (похвалу, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей). Делайте ежедневно как можно больше комплиментов другим людям, например, «Ты сегодня хорошо выглядишь», «Рад тебя видеть!», «Ты сегодня потрясающе отвечал» и т. д. Со временем вы увидите, что комплименты становятся вашей привычкой, которая вам очень нравится.

Четвертое. Сквернословие — не есть способ расслабления. Может показаться, что расслабиться — это пить пиво, вино и сквернословить. Других развлечений нет. Но есть спорт, музыка, рисование, коллекционирование и многое другое. А еще можно принять ванну, сделать массаж. Да, вообще, чаще занимайтесь каким-нибудь позитивным, креативным трудом, например, лепкой или посадите цветы или дерево.

И пятое. Как раньше боролись со сквернословием? В прошлом говорили: «Не сквернословь. Потому что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетает ангел. Защиты не будет. Крыла не будет над тобой». Человеку всегда будет сопутствовать удача свыше, будь он достоин этой помощи. Иными словами, если мы действительно хотим добиться успеха в делах, в семье, в творчестве, то пора рабоать над собой, в том числе и над своей речью. Пока сохраняется мнение, будто мата избегают лишь слабаки, а сильные, серьезные, деловитые люди не должны стесняться «называть вещи своими именами», — до той поры мы будем слышать ругань везде и всегда. А когда те, с кого большинству и в самом деле хотелось бы брать пример, будут разговаривать иначе, мат постепенно исчезнет из нашего лексикона. В этой связи хотелось бы привести в пример еще одну историю. Однажды один император увидел солдата: тот стоял весь грязный, в рваной шинели. Сжалился над ним император, посадил в карету, привез во дворец, солдата помыли, одели в чистые одежды. Он оказался хорошим молодым человеком, очень талантливым. Его сделали военным начальником. Но со временем он стал частенько раздражаться и возвышать голос. И как только такое случалось с ним, он сразу убегал в свою комнату. Побудет там несколько минут, и опять выходит с радостным лицом. Когда такое случилось несколько раз, об этом доложили императору. Тот и спрашивает солдата: " А что у тебя там такое в комнате, что ты всегда возвращаешься умиротворенным?" Солдат молча кивнул на дверь своей комнаты. Император со своими поданными вошли и увидели его старую шинель. «Когда я возмущаюсь и начинаю раздражаться, то забегаю в свою комнату и вспоминаю, глядя на шинель, кем я был раньше и кем я стал теперь». У каждого из нас есть право выбора, как поступать и как строить свою жизнь.

Подытоживая сказанное, выведем своеобразное кредо: я — исключение, моя речь — это мое зеркало, мое достоинство. С меня начинается честь и культура России.

От всей души желаю вам быть по-настоящему прекрасными людьми. Пусть все в вас будет прекрасно: и мысли, и слова, и поступки!

 



 
  вверх

Главная | Новости | Концепции | Об авторе | Боевые искусства | Ссылки | Разное | Контакты

 
Hosted by uCoz