СОН БЕЛОГО СТРАННИКА


Главная
Новости
Концепции
Мои работы, мысли…
Философия Дао

Мой словарь
Об авторе
Боевые искусства
Ссылки
Гостевая
Разное
Контакты

   






Сайт Михаила Шалагина

Моя концепция:
Здоровый образ жизни, здоровый образ мышления. Личный пример – это единственное достойное воздействие на выбор других людей.


Мой словарь


ВРЕМЯ. Атрибут, всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов. В психофизиологии - независимая переменная всех функций. Как любые переменные, время является вероятностной переменной.

ПРОСТРАНСТВО. 1.Наряду со временем пространство - всеобщая форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. 2.Общее понятие о математическом пространстве выдвинуто в 1854 немецким математиком Б. Риманом. (G.F.B.Riemann, 1826-1866). Оно обобщалось, уточнялось и конкретизировалось в различных направлениях. В современной математике пространство определяют как множество каких-либо объектов, которые называются его точками. Ими могут быть геометрические фигуры, функции, состояния физической системы и т.д. Рассматривая их множество как пространство, отвлекаются от всяких их свойств и учитывают только те свойства их совокупности, которые определяются принятыми во внимание или введёнными (по определению) отношениями. Эти отношения между точками и теми или иными фигурами, т. е. множествами точек, определяют "геометрию" пространства. При аксиоматическом ее построении основные свойства этих отношений выражаются в соответствующих аксиомах.
Примерами пространств могут служить:
1) метрические пространства, в которых определено расстояние между точками, например пространство непрерывных функций на каком-либо отрезке [a,b], где точками служат функции f(x), непрерывные на [а,b], а расстояние между f1(x) и f2(x) определяется как максимум модуля их разности: r = mах f1(x) - f2(x).
2) "Пространство событий", играющее важную роль в геометрической интерпретации теории относительности. Каждое событие характеризуется положением - координатами x, у, z и временем t, поэтому множество всевозможных событий оказывается 4-мерным пространством, где "точка"-событие определяется 4 координатами х, у, z, t.
3) Фазовые пространства, рассматриваемые в теоретической физике и механике. Фазовое пространство физической системы - это совокупность всех ее возможных состояний, которые рассматриваются при этом как точки этого пространства.
Понятие об указанных пространствах имеет вполне реальный смысл, поскольку совокупность возможных состояний физической системы или множество событий с их координацией в пространстве и во времени вполне реальны. Речь идет, стало быть, о реальных формах действительности, которые, не являясь пространственными в обычном смысле, оказываются пространственно-подобными по своей структуре. Вопрос о том, какое математическое пространство точнее отражает общие свойства реального пространства, решается опытом.

МЫСЛЬ. Результат процесса мышления, имеющий форму суждения или понятия.

СИНТЕЗ. Соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое - систему. Синтез осуществляется как в процессе познания, так и в практической деятельности. Синтез противоположен анализу.

АНАЛИЗ. Дедуктивная процедура мысленного или реального расчленения объекта (процесса) на части с познавательной целью в предположении, что сведение высших объектов (процессов) к низшим объектам (редукция) правомерно. Применяется на начальных этапах исследования какой-либо сложной сущности. При этом чтобы облегчить получение новых данных, полагают, что взаимодействие между частями целого пренебрежимо мало. Это дает возможность считать сумму знаний о частях, получаемую при аналитическом познании, знанием о целом. В живых объектах взаимодействие между частями (процессами) достаточно значимо и сумма знаний о частях объекта не является знанием целого. Поэтому процедура исследования таких объектов должна предусматривать изучение взаимодействия между частями объекта. При наличии знаний о частях и знаний о взаимодействии частей возможен синтез (не простое суммирование) новых знаний об объекте (процессе) в целом. Подобная методология, в отличие от аналитической, называется системной.

СОЗНАНИЕ, одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной.

«ПОТОК СОЗНАНИЯ » (англ. Stream of consciousness), творческий принцип, определившийся в западноевропейской литературе в нач. 20 в. Термин заимствован из книги «Научные основы психологии» (1890) У. Джемса. Как изобразительный литературный прием прямое воспроизведение процессов душевной жизни, предельная форма «внутреннего монолога», как бы «самоотчет ощущений». В литературе модернизма становится самодовлеющим методом изображения жизни, претендуя на универсальность и на особую полноту иллюзии «присутствия», «сопереживания» при передаче психических состояний. Представители: Дж. Джойс, В. Вулф, Г. Стайн, М. Пруст.

ОБЪЕКТИВНОЕ, то, что принадлежит объекту, существует вне сознания людей.

ИДЕАЛИЗМ (франц. idealisme, от греч. idea идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое первично, а материя, природа, физическое вторично, производно. Основные формы идеализма объективный и субъективный. Первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания , второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью. Различаются многообразные формы идеализма в зависимости от того, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (плюрализм), как разумное, логически постигаемое начало (идеалистический рационализм), как чувственное многообразие ощущений (идеалистический эмпиризм и сенсуализм, феноменализм), как незакономерное, алогичное начало, не могущее быть объектом научного познания (иррационализм). Крупнейшие представители объективного идеализма: в античной философии Платон, Плотин, Прокл; в новое время Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель. Субъективный идеализм наиболее ярко выражен в учениях Дж. Беркли, Д. Юма, раннего И. Г. Фихте (18 в.). В обыденном словоупотреблении «идеалист» (от слова «идеал») часто означает бескорыстного человека, стремящегося к возвышенным целям.
 
ИНТЕНЦИЯ (от лат. intentio стремление), намерение, цель, направление или направленность сознания, воли, чувства на какой-либо предмет. Понятие интенции разрабатывалось в схоластике, в 19-20 вв. учение об интенциональности сознания было развито Ф. Брентано, А. Мейнонгом, Э. Гуссерлем и др.
 
РЕАЛИЗМ (от ср.-век. лат. realis вещественный, действительный), в философии направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философия реализма 20 в.). Средневековый реализм утверждал, что универсалии (общие понятия) существуют реально и независимо от сознания. См. Номинализм и Концептуализм. Реализм научный направление в современной западной философии науки, признающее существование объективной реальности и возможность ее истинного познания в ходе исторической эволюции научных теорий. Основные представители Х. Патнэм, У. Селларс, М. Хессе, А. Масгрейв, Г. Харре.
 
СОВЕСТЬ, понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.
 
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий особая сфера психического, качественно отличная от сознания. В иррационалистической «философии бессознательного» Э. Гартмана универсальная основа бытия. Одно из центральных понятий в психоанализе З. Фрейда и других течениях глубинной психологии; в «аналитической психологии» К. Г. Юнга наряду с личным бессознательным выделяется коллективное бессознательное.

ДЕПРЕССИЯ, в медицине психическое расстройство: тоскливое, подавленное настроение с сознанием собственной никчемности, пессимизмом, однообразием представлений, снижением побуждений, заторможенностью движений, различными соматическими нарушениями.
 
МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis вещественный), философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы. Материализм противоположен идеализму; их борьба составляет содержание историко-философского процесса. Термин «материализм» употребляется с 17 в. главным образом в смысле физических представлений о материи, а с нач. 18 в. в философском смысле для противопоставления материализма идеализму. Исторические формы материализма: античный материализм (Демокрит, Эпикур), материализм эпохи Возрождения (Б. Телезио, Дж. Бруно), метафизический (механистический) материализм 17-18 вв. (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, П. Гассенди, Дж. Локк, Б. Спиноза; французский материализм 18 в. Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро), антропологический материализм (Л. Фейербах), диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин).
 
ДИСТИНКЦИЯ (от лат. distinctio различение), познавательный акт, в процессе которого фиксируется различие между предметами действительности или элементами сознания (ощущениями, представлениями и т. д.).
 
ДОБРО И ЗЛО, наиболее общие понятия морального сознания, категории этики, характеризующие положительные и отрицательные нравственные ценности.
 
ТРАНС (франц. transe оцепенение), вид сумеречного помрачения сознания. Трансом обозначают и состояния отрешенности, экстаза, ясновидения и др.
 
СУМЕРЕЧНОЕ СОСТОЯНИЕ, вид помрачения сознания (от нескольких минут до многих часов), характеризующийся внезапным началом и окончанием, нарушением ориентировки в окружающем, отрешенностью больного, поведением, обусловленным аффектом страха, злобы, галлюцинациями, бредом; в последующем амнезия.
 
АНТРОПОМОРФИЗМ (от антропо... и греч. morphe форма, вид), уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (напр., сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ.
 
ТАБУЛА РАЗА (лат. tabulа rasa чистая доска), термин сенсуализма, означающий первоначальное состояние сознания человека, не обладающего в силу отсутствия внешнего чувственного опыта какими-либо знаниями (напр., новорожденный).
 
РЕАЛЬНОСТЬ (от позднелат. realis действительный), существующее в действительности; различают объективную реальность, т. е. материю, и субъективную реальность, т. е. явления сознания.
 
НАВЯЗЧИВЫЕ СОСТОЯНИЯ (обсессии), непроизвольные мысли, воспоминания, сомнения, фобии и др., сопровождающиеся сознанием их болезненности и тягостным чувством непреодолимости.
 
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ, умственное действие на основе присущих индивидуальному сознанию норм выводов, во многом совпадающих с правилами и законами логики.
 
ЭПИФЕНОМЕН (от эпи... и феномен), сопутствующее, побочное явление; в философии сознание, рассматриваемое как явление, сопутствующее некоторым физиологическим процессам.
 
АППЕРЦЕПЦИЯ (от лат. ad к и perceptio восприятие), понятие философии и психологии нового времени, ясное и осознанное восприятие какого-либо впечатления, ощущения и т. п.; введено Г. Лейбницем в отличие от бессознательной перцепции. И. Кант наряду с этой «эмпирической апперцепцией вводит понятие «трансцендентальной» апперцепции изначального неизменного «единства сознания» как условия всякого опыта и познания, позволяющего синтезировать многообразные восприятия. В основанной В. Вундтом психологии апперцепции восприятие, требующее напряжения воли. В современной психологии синоним восприятия.
 
КАТЕГОРИИ (от греч. kategoria высказывание; признак), в философии наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания и практики. Материя и сознание, пространство и время, причинность, необходимость и случайность, возможность и действительность, и др.
 
СПРАВЕДЛИВОСТЬ, категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т. п. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость.
 
ВЫТЕСНЕНИЕ, защитный механизм психики, состоящий в изгнании из сознания неприемлемых для него переживаний влечений и импульсов, а также их производных эмоций, воспоминаний и др.; одно из основных понятий психоанализа.
 
СРЕДА СОЦИАЛЬНАЯ, окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности. Среда в широком смысле (макросреда) охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру. Социальная среда в узком смысле (микросреда) включает непосредственное окружение человека семью, трудовую, учебную и др. группы.
 
ИСТЕРИЯ (от греч. hystera матка; считалось, что истерия следствие болезни матки), заболевание из группы психогений: проявляется демонстративными эмоциональными реакциями (слезы, смех, крики), судорогами, преходящими параличами, потерей чувствительности, глухотой, слепотой, помрачением сознания, галлюцинациями и т. п. Особый склад личности, которому присущи поверхностность суждений, внушаемость, склонность к фантазированию, неустойчивость настроения, стремление привлечь к себе внимание, театральность поведения, называется истерической психопатией.
 
МОРАЛЬ (от лат. moralis нравственный),
1) нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной этикой.
2) Отдельное практическое нравственное наставление, нравоучение (мораль басни и т. п.).
 
ДУХ, философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала. Дух истолковывается как субстанция (пантеизм), личность (теизм, персонализм). В рационализме определяющей стороной духа считается мышление, сознание, в иррационализме воля, чувство, воображение, интуиция и т. п. В древнегреческой философии: пневма, нус, логос.
 
АНОМИЯ (от франц. anomie отсутствие закона, организации), социологическое и социально-психологическое понятие, обозначающее нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Выражается в отчужденности человека от общества, апатии, разочарованности в жизни, преступности. Понятие аномии введено Э. Дюркгеймом, теория аномии разработана Р. К. Мертоном.
 
ИНДИВИДУАЦИЯ (лат. individuatio), выделение единичного и индивидуального из всеобщего. Принцип индивидуализации (лат. principium individuationis) понятие философии Аристотеля, воспринятое томизмом; «первая материя» как основа пространственно-временного разделения, множественности вещей. В «аналитической психологии» К. Г. Юнга процесс становления личности, ее созревания в результате ассимиляции сознанием содержания личного и коллективного бессознательного.
 
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА, философские категории; содержание определяющая сторона целого, совокупность его частей; форма способ существования и выражения содержания. Воспроизводимые сознанием всеобщие связи и отношения действительности при определенных условиях приобретают специфически логические функции, выступают в качестве форм мышления (понятия, суждения, умозаключения). В произведениях искусства содержание (художественно отраженные явления жизни в их оценочном осмыслении; синонимы: идейно-тематическая основа, художественный смысл, идея) и форма (комплекс выразительных средств) составляют нерасторжимое единство.
 
ИНСТИНКТ (от лат. instinctus побуждение), совокупность сложных врожденных реакций (актов поведения) организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражения; сложный безусловный рефлекс (пищевой, оборонительный, половой и др.). Инстинкты человека контролируются его сознанием.
 
ВНИМАНИЕ, сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно. Характеристики внимания: устойчивость, объем (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени), распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей), возможность переключения.
 
ИДЕОЛОГИЯ (отидея и ...логия), система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Термин «Идеология» нередко употребляется также для обозначения ложного, иллюзорного, оторванного от действительности сознания.
 
ВОЛЯ, способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Специфический акт, несводимый к сознанию и деятельности как таковой. Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти непосредственно испытываемых потребностей, импульсивных желаний: для волевого акта характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен», осознание ценностной характеристики цели действия. Волевое поведение включает принятие решения, часто сопровождающееся борьбой мотивов (акт выбора), и его реализацию.
 
ПСИХИКА (от греч. psychikos душевный), совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с миром, развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т. д. Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая форма психики сознание присуща человеку. Изучается психологией.
 
СУДЬБА, в мифологии, в иррационалистических философских системах, в обыденном сознании неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков. В античности выступала как слепая, безличная справедливость (древнегреческая Мойра), как удача и случайность (древнегреческая Тюхе), как всеохватывающая непреложная предопределенность (фатум). Вера в судьбу часто связывалась с астрологией. Христианство противопоставило идее судьбы веру в божественное провидение. В кон. 19 в. понятие судьбы получило распространение в философии жизни. В обыденной речи часто означает: участь, доля, жизненный путь, стечение обстоятельств.
 
ПАМЯТЬ, способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка), эмоциональная или аффективная (память «чувств»), образная и словесно-логическая.
 
ИДЕАЛЬНОЕ,
1) способ бытия предмета, отраженного в сознании (в этом смысле идеальное обычно противопоставляется материальному); результат процесса идеализации абстрактный объект, который не может быть дан в опыте (напр., «идеальный газ», «точка»).
2) Нечто совершенное, соответствующее идеалу.
 
ДЕМАГОГИЯ (греч. dеmagogia, от dеmos народ и ago веду), воздействие на чувства, инстинкты, сознание людей, разжигание страстей для достижения каких-либо, обычно политических, целей, основанное на намеренном извращении фактов; высокопарные рассуждения, прикрывающие какие-либо корыстные цели.
 
ПРЕДРАССУДОК, буквально мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически, без размышления; иррациональные компоненты общественного и индивидуального сознания суеверия, предубеждения; неблагоприятная социальная установка к какому-либо явлению; не основанные на критически проверенном опыте, стереотипные и эмоционально окрашенные, они весьма устойчивы. Особенно живучи национальные и расовые предубеждения.
 
ЯЗЫК,
1) естественный язык, важнейшее средство человеческого общения. Язык неразрывно связан с мышлением; является социальным средством хранения и передачи информации, одним из средств управления человеческим поведением. Язык возник одновременно с возникновением общества в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей. Возникновение членораздельной речи явилось мощным средством дальнейшего развития человека, общества и сознания. Реализуется и существует в речи. Языки мира различаются строением, словарным составом и др., однако всем языкам присущи некоторые общие закономерности, системная организация единиц языка (напр., парадигматические и синтагматические отношения между ними) и др. Язык изменяется во времени, может перестать использоваться в сфере общения (мертвые языки). Разновидности языка (национальный язык, литературный язык, диалекты, языковая культа и др.) играют различную роль в жизни общества.
2) Любая знаковая система, напр. язык математики, кино, язык жестов. См. также: Искусственные языки, Язык программирования.
3) То же, что стиль (язык романа, язык газеты).
 
НАУКА, сфера человеческой деятельности, функция которой выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. Непосредственные цели описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки. Зародившись в древнем мире в связи с потребностями общественной практики, начала складываться с 16-17 вв. и в ходе исторического развития превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру в целом. Объем научной деятельности с 17 в. удваивается примерно каждые 10-15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников). В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды научные революции, приводящие к изменению ее структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм ее организации; для науки характерно диалектическое сочетание процессов ее дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований.
 
ПСИХОАНАЛИЗ (от психо... и анализ), метод психотерапии и психологическое учение, развитое З. Фрейдом в кон. 19 нач. 20 вв., ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Вытеснение из сознания неприемлемых для него влечений (преимущественно сексуальных) и травмирующих переживаний рассматривается в психоанализе как главный источник невротических симптомов и различных патологических явлений (забываний, ошибочных действий и т. п.). В основе психотерапии анализ вытесненных комплексов с помощью свободных ассоциаций, толкования сновидений и т. п. Психическая структура личности в психоанализе: бессознательное «Оно» (область влечений); сознательное «Я», сдерживающее импульсы «Оно» посредством различных защитных механизмов; «Сверх-Я» (область социальных норм и нравственных установок). Послужил исходной основой многообразных течений глубинной психологии; оказал влияние на литературу, литературоведение, искусствоведение и другие гуманитарные науки.

ЧЕЛОВЕК, общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек возник на Земле в ходе длительного и неравномерного эволюционного процесса антропогенеза, многие этапы которого до конца не ясны. Полагают, что 8-5 млн. лет назад африканские обезьяны разделились на 2 ветви: одна привела к человекообразным обезьянам (шимпанзе и др.), другая к первым гоминидам (австралопитекам, обладавшим двуногой походкой). Вероятно, ок. 2 млн. лет назад австралопитеки дали начало роду «человек» (Homo), первым представителем которого многие ученые считают «человека умелого» (Homo habilis) его ископаемые остатки находят вместе с древнейшими каменными орудиями (т. н. олдувайская культура). Ок. 1,6-1,5 млн. лет назад этот вид сменился в Вост. Африке «человеком прямоходящим» (Homo erectus). Различные по особенностям морфологии и степени развития представители этого вида ( архантропы, палеоантропы) начали расселяться из тропической Африки по всему континенту, а также в Европе и Азии. По поводу времени, места возникновения и непосредственных предков человека современного вида человека разумного (Homo sapiens) в науке нет единого мнения. Согласно одной гипотезе, он возник в Африке ок. 200 тыс. лет назад и затем повсюду вытеснил более древних людей; согласно другой формирование «человека разумного» (т. н. сапиентация) происходило постепенно в разных частях планеты. Ок. 40 тыс. лет назад, на рубеже верхнего палеолита, «человек разумный» становится единственным представителем семейства гоминидов и заселяет практически всю Землю.
Как биологический вид человек имеет множество общих признаков с млекопитающими, прежде всего приматами. Специфические особенности человека, резко выделяющие его из мира животных: прямохождение, высокое развитие головного мозга, мышление и членораздельная речь. Человек познает и изменяет мир и самого себя, творит культуру и собственную историю. Сущность человека, его происхождение и назначение, место человека в мире были и остаются центральными проблемами философии, религии, науки и искусства

ЭГОИЗМ, а, м. Себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.
| прил. эгоистический, ая, ое.
 
ЭГОЦЕНТРИЗМ, а, м. (книжн.). Крайняя степень эгоизма.
| прил. эгоцентрический, ая, ое.
 
ЭГОИСТИЧНЫЙ, ая, ое; чен, чна. Проникнутый эгоизмом, себялюбивый. Э. поступок. Эгоистичная личность. Эгоистично (нареч.) поступать.
| сущ. эгоистичность, и, ж.
 
Эго - в философии и психологии - центр сознания и самосознания; субъект, противостоящий не-Я-объекту.
лат.Ego - я
Эго - в психоаналитической теории - один из трех компонентов личности; часть психического аппарата, выделившаяся в процессе эволюции из "Оно". Эго является организованной, осознаваемой частью психики, центром сознания, живущего в соответствии с принципом реальности.

РЕВНОВАТЬ (от рвать и рвение) чего, поревновать, потщиться всеми силами, со рвением стремиться к чему. Ревную знаний. Ревнуйте же дарований больших, Коринф. Ревную небесного царства. || - кому, чему, соревновать, подражать, последовать, или стремиться как бы взапуски, не уступая. Ревнуйте нашему примеру, Ломоносов. Я всегда ревновал успехам его, старался сравняться с ним; иногда в знач. я завидовал ему. Ревнуя поревновах по Господе, Цар. возгорелся любовью, горячим усердием. Не ревнует батрак хозяйскому добру, или по хозяйском добре, не заботится, не усердствует. || - кого, приревновать, не доверять, опасаться за кого, по супружеской верности его. Жена мужа ревнует, а муж жену. А к кому он ее ревнует? Изревновался, измучился ревнуя. Поревнуйте доброму делу. Он всех приревновал поочередно, приревновал и тебя. Разревновался до безумия. Всяк соревнует доброму примеру. Ревнованье ср. состоянье или действ. по глаг.

Ревность ж. горячее усердие, старанье, стремленье, и бол. к добру. Ревность по службе; ревность к службе. || Зависть, досада на больший успех другого. Его гложет ревность по чужим удачам. || Слепая и страстная недоверчивость, мучительное сомненье в чьей любви или верности. Ревность превращает человека в зверя. Ревность - отрава жизни. Ревностный, самый усердный, прилежный, заботливый, предавшийся всей душой делу. Ревностный поборник правды или за правду. Ревнивый, ревнующий, склонный к ревности супружеской. Старый - ревнивый; молодой - сам стороной. Ревнивость, ревность, в супружеском знач. Ревнивец, -вица, ревнивый человек. Ревнитель, -ница чего, чему, на что, усердный защитник, старатель, поборник, сподвижник. Ревнитель общего блага. Ревнитель просвещенья. Ревнователь, -ница, ревнитель, соревнитель, соревнователь.


 

 


 



 
  вверх

Главная | Новости | Концепции | Об авторе | Боевые искусства | Ссылки
| Разное | Контакты

 
Hosted by uCoz